Дирижеры «малеровской школы». Оскар Фрид


Дирижеры «малеровской школы». Оскар Фрид

Андрей Дашунин (Москва)

Статья опубликована в издании: Густав Малер и Россия / Ред.-сост. Д. Петров. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. — С. 3740.

Густав Малер и Россия

Густав Малер и Россия

Первым дирижером, познакомившим российскую публику с композиторским творчеством Густава Малера, был Оскар Фрид (1871–1941). 28 октября 1906 года в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории в первом из симфонических концертов, организованных фирмой «К. М. Шрёдер», прозвучала Вторая симфония.

«…Может быть, найдутся два-три человека, в душу которых моя работа забросит зерно, и оно взойдет там и когда-нибудь, где-нибудь принесет плод. И этого достаточно», — сказал однажды Г. Малер 1.

Как относилось к Малеру большинство его современников, известно. Слушатели восхищались его дирижерским искусством, хотя и нередко критиковали за «чрезмерно своевольное» обращение с музыкой классиков. Собственные же сочинения Малера подчас не признавала не только широкая публика, но и весьма крупные авторитетные музыканты. Его музыка казалась беспорядочной, эклектичной, бесформенной.

В то же время вокруг Малера всегда был узкий, но постоянный круг преданных ему друзей — соратников по искусству, прекрасно понимавших его значение и как дирижера, и как композитора. Именно они стали теми, кто помог сделать творческое наследие Малера достоянием широкой публики — зачастую преодолевая колоссальное сопротивление концертных организаций и консервативной критики.

В наше время часто говорят о «малеровской школе» дирижирования и интерпретации, о «малеровских учениках». Хотелось бы уточнить это понятие. Малер никогда не преподавал ни в одном учебном заведении и не давал частных уроков. Другими словами, он никого не «учил». В данном случае можно говорить скорее о передаче опыта и творческих устремлений тем его младшим коллегам, с которыми он ощущал внутреннюю, духовную близость.

Говоря о «малеровской школе», называют в первую очередь имена Виллема Менгельберга, Бруно Вальтера, Артура Боданцкого, Отто Клемперера и Оскара Фрида. Скажу хотя бы несколько слов о каждом из них.

О Менгельберге (1871–1951) Малер как-то сказал Альме: «Он — единственный, кому я без каких-либо сомнений могу доверить свою музыку» 2. Менгельберг, занимая в то время солидное положение руководителя оркестра «Концертгебау» в Амстердаме и будучи у себя в Голландии одним из авторитетнейших музыкантов, еще при жизни Малера организовывал там фестивали его музыки, о чем в то время нельзя было даже помыслить ни в Австрии, ни в Германии.

Бруно Вальтер (1876–1962), который в свои 17 лет стал фактически воспитанником Малера, едва ли не членом его семьи и общался с ним, пусть и не каждодневно, почти два десятилетия, в течение полувека после смерти Малера (1911–1962) сделал невероятно много для распространения его музыки — сначала в Европе, а затем и в Америке.

Артур Боданцкий (1877–1939), когда-то ассистент Малера, за свою многолетнюю деятельность в качестве дирижера «Метрополитен-опера» проводил в жизнь малеровские традиции исполнения опер Моцарта, Бетховена, Вагнера.

Отто Клемперер (1885–1973), которому довелось общаться с Малером совсем недолго (всего несколько личных встреч в промежутке от 1905 до 1910 года, а также присутствие на малеровских репетициях и выступлениях), был обязан Малеру своими первыми ангажементами в оперных театрах. Малер симпатизировал Клемпереру, ощущал в нем музыканта со сходными художественными интересами и приветствовал в нем будущего выдающегося дирижера — по-видимому, ясно осознавая при этом, что расцвет его деятельности он уже не застанет (в год смерти Малера Клемпереру было всего 26 лет)…

 

По сравнению с перечисленными последователями Малера фигура Оскара Фрида находится сейчас, пожалуй, несколько в тени. И тому есть вполне объективные причины. Будучи наиболее близким к Малеру по возрасту (всего на 11 лет младше), он умер раньше многих других, в 1941 году; к тому же его последние годы прошли в СССР, в стороне от европейской концертной жизни. Он не записывался на пластинки так активно, как Менгельберг, Бруно Вальтер или Клемперер. Практически все его записи были сделаны в Западной Европе (в Берлине, а затем в Лондоне) в период с 1923 по 1930 год. Причем немалая их часть относится еще к акустическому («доэлектрическому») периоду звукозаписи. Поэтому о многих аспектах его артистического облика мы сейчас можем судить не столько по звучащим документам, сколько по свидетельствам современников. Лишь в самые последние годы внимание к его творческой деятельности переживает подъем; несколько лет назад (2005–2007) американская звукозаписывающая фирма «Music & Arts» выпустила три компакт-диска с символичным названием: «Оскар Фрид — забытый дирижер».

 

Ко времени знакомства с Малером (1905) Фриду было 34 года. Достаточно зрелый, сформировавшийся музыкант, тогда он, правда, только начинал свою дирижерскую карьеру. Позади была тяжелая, полная бедности и лишений юность и упорная борьба за призвание. Фрид прошел суровую школу жизни.

Будущий дирижер родился в семье мелкого лавочника на окраине Берлина. Как он сам пишет в своих воспоминаниях, «дела отца пошатнулись, и мне пришлось оставить гимназию, едва дойдя до четвертого класса. В то время в Германии существовали маленькие частные предприятия, так называемые „Stadtpfeiferei“, в которых на манер ремесленных мастерских детей обучали игре на различных оркестровых инструментах, чтобы затем нещадно эксплуатировать. <…> До сих пор при воспоминании о том, что пришлось там вытерпеть, гнев охватывает меня. Восьмилетние ребята, которые были отданы на обучение моему хозяину, не знали детства. Ранние лучи утреннего солнца заставали нас уже на ногах. Сначала — черная работа по дому, затем — музыкальная муштра. Вечера, а то и целые ночи напролет наш маленький оркестрик играл на свадьбах, пирушках, выезжал в пригородные деревни и села на праздники. Чтобы поддержать в нас бодрость, нас то поили пивом, то грозили ремнем. Мой строптивый нрав не выдержал издевательства…» 3. В воспоминаниях здесь стоит многоточие; но, по свидетельству дирижера Н. П. Аносова, много общавшегося с Фридом, далее события развивались так: «В результате невыносимого обращения, ученики однажды так избили своего учителя, что тот умер. Маленький Фрид оказался в исправительном заведении для малолетних преступников» 4.

События детства, безусловно, наложили отпечаток на характер будущего дирижера. Современники вспоминали его как человека резкого, нетерпеливого, порой даже грубого. «Он был несомненным мизантропом, трудно сближался с людьми, был недоверчив к ним. Но уж если считал человека хорошим, то становился к нему крайне внимателен, мил и отзывчив», — вспоминал Н. П. Аносов 5.

Выйдя из колонии, без всяких средств к существованию, Фрид, после долгих поисков, устроился в бродячий цирк, где совмещал работу валторниста в оркестре, дрессировщика собак и клоуна-акробата. (Надо заметить, что Фрид и в зрелые годы неоднократно говорил, что нет более чистого и благородного искусства, чем цирковое, так как в нем почти исключена халтура, которая так вредит искусству музыкальному) 6.

Из цирка Фриду удалось перейти в оркестр небольшой оперной труппы, дававшей летом спектакли в одном из курортных городов. Там же состоялся и его дирижерский дебют — он экстренно заменил заболевшего дирижера в спектакле «Вольный стрелок» К. М. Вебера. По счастливому стечению обстоятельств, на этом спектакле присутствовал известный немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк, обративший на Фрида внимание и предложивший бесплатно давать ему частные уроки по музыкально-теоретическим дисциплинам и композиции.

Обучение у Хумпердинка было недолгим, но крайне интенсивным и очень успешным. По его окончании Хумпердинк сказал Фриду, что ему незачем продолжать далее свою работу в качестве валторниста, и посоветовал посвятить себя деятельности дирижера и композитора.

Начало дирижерской карьеры Фрида связано со Штерновским певческим союзом в Берлине, где он был хормейстером с 1904 по 1910 год. К этому времени и относится его знакомство с Малером. Оно состоялось в начале марта 1905 года, когда Фрид приехал в Вену, где исполнялась его кантата «Вакхическая песнь» под управлением Франца Шалька, директора Венского хорового общества. В первой же беседе Малер сказал Фриду, что из него «выйдет хороший дирижер», а на недоуменный вопрос Фрида ответил: «Я чувствую своих людей сразу» 7.

«В период начала моей дружбы с Малером, — продолжает Фрид свои воспоминания, — ему было около 40 лет. Это было время расцвета его творческих сил, время напряженной, интенсивной работы — исполнительской и композиторской. Поддавшись силе артистического обаяния Малера, я стал частым гостем Вены, присутствуя на всех малеровских постановках и репетициях. <…> Незабываемые постановки «Фиделио», «Тристана», «Вольного стрелка», «Свадьбы Фигаро» буквально заново открыли миру бессмертную красоту и силу величайших творений человеческого гения в их первозданной чистоте» 8.

Уже второе по счету выступление Фрида как симфонического дирижера (8 ноября 1905 года) связано с музыкой Малера — это была берлинская премьера Второй симфонии. По договору с Берлинской филармонией ею должен был дирижировать сам Малер. Ссылаясь на нездоровье, он предложил вместо себя Фрида, в то время практически никому неизвестного. На это из Берлина пришел вежливый отказ с предложением перенести дату концерта. Малер ответил, что настаивает на своем предложении, и в зависимость от его принятия ставит свои дальнейшие отношения с Берлинской филармонией. Концерт Фрида в Берлине состоялся с огромным успехом, за которым последовали многочисленные рецензии и ангажементы 9.

Разумеется, репертуар Фрида не исчерпывался произведениями Малера — он был великолепным интерпретатором музыки Бетховена (симфонии которого он исполнял с малеровскими ретушами 10), Брамса, Вагнера, Листа, Берлиоза; играл Баха, Генделя и Моцарта; с большим энтузиазмом включал в программы произведения современных ему композиторов — Бузони, Регера, Р. Штрауса, Равеля, Стравинского, Прокофьева и многих других.

С приходом к власти нацистов Фрид, как и многие другие деятели немецкой культуры, покинул Германию. И вот еще один необычный поворот судьбы: он был практически единственным, кто для своего дальнейшего проживания избрал Советский Союз — в 1934 году он начал работать в Тбилиси, а вскоре перебрался в Москву. В биографии Фрида выбор нашей страны не кажется случайным — впервые он концертировал в России еще в 1905 году и с тех пор приезжал сюда достаточно часто. После Октябрьской революции он стал первым иностранным артистом, выступившим (в ноябре 1922 года) в нашей стране, и тем самым прорвавшим пятилетнюю культурную блокаду. Вступительное слово к его первому концерту в СССР произнес нарком просвещения А. В. Луначарский, назвавший Оскара Фрида «родным нам артистом» и оценивший его приезд, как «первое проявление возобновления сотрудничества народов в области искусства» 11. И действительно, примеру Фрида вскоре последовали другие крупнейшие музыканты.

В России и, позднее, в СССР Фрид провел сотни концертов с различными оркестрами (отнюдь не ограничиваясь при этом столичными коллективами). В последние годы (Оскар Фрид умер в Москве 5 июля 1941 года) он тесно сотрудничал с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радиокомитета и с только что созданным Государственным симфоническим оркестром СССР.

Произведения Малера были важнейшей частью репертуара Фрида в течение всей его многолетней карьеры. Еще при жизни Малера он регулярно включал его произведения в свои концертные программы; позднее практически ни один концертный сезон Фрида не обходился без малеровской музыки. А осенью 1920 года он провел в Вене (с оркестром Концертного общества) грандиозный малеровский цикл, в котором прозвучали восемь симфоний, «Песнь о земле», три вокальных цикла и даже ранняя кантата «Жалобная песня»! Фрид также был первым дирижером, отважившимся (в 1923 году) записать музыку Малера на пластинки — это была Вторая симфония (солисты Гертруд Биндернагель и Эмми Лайснер, Берлинский кафедральный хор и оркестр Берлинской государственной оперы; оригинальное издание было осуществлено фирмой «Polydor» на 11 пластинках 78 об/мин.). Сейчас выглядит поистине невероятным, что эта грандиозная и труднейшая во всех отношениях работа была осуществлена акустическим способом, еще до начала эры электрической (микрофонной) записи!

В 1919 году в австрийском журнале «Die Musikblätter des Anbruch» были напечатаны воспоминания Фрида о Малере 12. Спустя почти 20 лет, незадолго до своей смерти, Фрид вернулся к этой теме, чтобы на этот раз поделиться своими мыслями и воспоминаниями о Малере с советским читателем. Он писал: «Всегда, когда меня просят дать характеристику Малера-дирижера, я только могу сказать одно: он был великий музыкант. Так, как умел Малер понимать музыку, проникать в ее самую сокровенную глубину, как умел он раскрывать перед слушателями все, что хотел сказать композитор, — не мог никто. Я знал много знаменитых дирижеров, но ни один из них не мог сравниться с Малером в его способности чувствовать стиль исполняемого произведения, читать между строк замысел композитора и передавать его оркестру. <…> На репетициях у Малера я учился понимать музыку, понимать то, что скрыто за нотными знаками, за оркестровыми тембрами, учился понимать душу произведения. И теперь, когда меня спрашивают, как стать дирижером, я отвечаю: надо быть настоящим музыкантом. Надо родиться с сердцем, способным воспринимать самые тончайшие художественные впечатления, надо воспитать ум, способный претворить эти впечатления в идеи, и надо иметь твердую руку, чтобы передать эти идеи оркестру» 13.

Примечания:

  1. Бауэр-Лехнер Н. Воспоминания о Густаве Малере // ГМПВ. С. 515–516. Запись с приведенными словами Малера относится к 1893 году.
  2. Zeisel G. Les 233 enregistrements de Willem Mengelberg // Diapason, Juin 1978. S. 48
  3. Фрид О. Из воспоминаний дирижера // ГМПВ. С. 486. Воспоминания впервые были опубликованы в газете «Советское искусство» за 12 сентября 1938 (№ 121).
  4. Аносов Н. П. Оскар Фрид // Н. П. Аносов. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников / Сост., общ. ред. и комм. В. П. Варунца. М., 1978. С. 50.
  5. Там же. С. 49.
  6. См. об этом там же. С. 50.
  7. Фрид О. Из воспоминаний дирижера. С. 489–490.
  8. Там же. С. 490–491.
  9. См. об этом: Аносов Н. П. Оскар Фрид. С. 51.
  10. По свидетельствам Л. М. Гинзбурга, М. И. Павермана.
  11. Луначарский А. В. Речь на концерте под управлением Оскара Фрид // Луначарский А. В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд. М., 1971. С. 109–113.
  12. Fried O. Erinnerungen an Mahler // Musikblätter des Anbruch. 1919. Heft 1. S. 16–18.
  13. Фрид О. Из воспоминаний дирижера С. 491–492.

Яндекс.Метрика