Сметана «Моя Родина»


Сметана «Моя Родина»

24 февраля 2008 года. Волгоградский Центральный концертный зал

Бедржих СМЕТАНА (1824–1884)

 

«МОЯ РОДИНА » Цикл симфонических поэм

(Первое исполнение в Волгограде)

 

1. Вышеград . 2. Влтава. 3. Шарка.

4. Из чешских лугов и лесов. 5. Табор. 6.Бланик.

 

Волгоградский академический симфонический оркестр

Дирижёр — АНДРЕЙ ДАШУНИН (Москва)

[Текст программки]

Бедржих Сметана — это первый классик чешской музыки, «чешский Глинка». С его именем связана одна из самых блестящих страниц истории музыки XIX века. Выдающийся композитор, пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель, он внёс огромный вклад в культурную жизнь чешского народа.

Сметане суждено было пережить величайшие человеческие страдания и испытания. В расцвете творческих сил тяжелая болезнь изолировала его от внешнего мира, но не смогла прервать его дальнейшей композиторской работы. Творчество Сметаны, созданное в столь трагических условиях, выступает перед нами с ореолом героизма, вопреки всем превратностям судьбы. Для своего народа он навсегда останется подвижником, вызывающим общее уважение и восхищение.

Дарование Сметаны ярко проявилось в области оперной, симфонической и камерной музыки. Всемирную известность завоевала его комическая опера «Проданная невеста». Замечательным вкладом в сокровищницу мировой музыки стали струнный квартет «Из моей жизни» и в первую очередь — грандиозный цикл симфонических поэм «Моя Родина».

Замысел этого цикла возник у Сметаны в 1872 году. В то время он был здоров, возглавлял чешский оперный театр и находился в зените славы. Но именно бурная и многогранная деятельность помешала ему приступить к реализации этого замысла. Осенью 1874 года пятидесятилетний Сметана внезапно и безвозвратно потерял слух. Он покинул пост главного дирижёра театра и, едва справившись с потрясением, вынужден был резко пересмотреть свои творческие планы.

«Независимо от личной выгоды и славы, — говорил композитор, — каждый должен трудиться прежде всего для отечества. У каждого из нас есть долг перед родиной, и честный человек не может думать иначе». Поражённый личной, человеческой трагедией, он с ещё большей силой сосредоточивается на творчестве и пишет свой изумительный пророческий гимн, посвящённый родной стране — цикл из шести симфонических поэм «Моя Родина». Над ним Сметана работал пять лет — с 1874 по 1879 годы.

Цикл «Моя Родина» состоит из шести симфонических поэм, связанных между собою образными и драматургическими нитями. Музыка то повествует о древней крепости, возвышающейся над Прагой, то рисует благодатные картины чешской природы, то воссоздаёт старинные предания и страницы героической истории народа. Каждая поэма может быть исполнена отдельно и производит вполне законченное впечатление (например, симфоническая поэма «Влтава» часто появляется на концертных афишах). Однако, лишь прослушав весь цикл, можно в полной мере оценить и его части, и цельность общего замысла.

Благородная красота этой музыки так много говорит и о композиторе, её создавшем, и о народе, вдохновившем его! И может быть, запрет на исполнение цикла Сметаны «Моя Родина» в оккупированной гитлеровцами Чехословакии особенно ярко выявляет значимость и этическую ценность этой музыки.

Более ста лет звучит цикл «Моя Родина» на концертных эстрадах, покоряя всё новые и новые поколения слушателей. Некоторые из его музыкальных образов приобрели характер национальных символов: так, мотивы Влтавы и Вышеграда используются как позывные чешского радио. Исполнением всего цикла из года в год открывается фестиваль «Пражская весна». Вновь и вновь музыка Бедржиха Сметаны пробуждает душевный подъём в сердцах слушателей во всём мире, но прежде всего на его родине — в Чехии, которую он так любил и в которую так верил.

Для того, чтобы содержание цикла «Моя Родина» было доступно всем, каждая поэма предваряется пояснением её программы.

 

«Вышеград».  

Открывает цикл поэма «Вышеград». Её сюжет заимствован из старинных героических легенд чешского народа.

Вступительные аккорды арфы, имитирующие звучание древних чешских гуслей, воссоздаёт облик легендарного сказителя Люмира. Начинается повествование о стольной крепости чешских королей, о её былом величии и блеске.

Предание гласит, что Вышеград был воздвигнут предками чешского племени на высоком утёсе над рекой Влтавой. Его стены и башни гордо возносились над окружающими землями. Отсюда когда-то правила страной княгиня Либуше. Её муж, мудрый и строгий князь Пржемысл, вершил здесь справедливый суд, восседая на высеченном из скалы троне посреди двора княжеского замка. Позже стены Вышеграда видели бесстрашных девушек-воительниц, подруг Шарки, бившихся насмерть с войском мужчин.

Здесь, в замке, под звуки труб и барабанов встречаются храбрые рыцари на своих блистательных турнирах; здесь, готовясь к победоносным сражениям, собирается войско, сияя на солнце доспехами. Стены Вышеграда дрожат от победных гимнов и ликования.

Но вот наступает неспокойное время.

Разбушевавшаяся стихия ожесточённых битв колеблет вознёсшиеся к небесам башни Вышеграда, опаляет огнём жестокой войны великолепные святилища и разрушает гордые княжеские замки. И вот уже не от хвалебного пения и победного ликования, а от дикого гула войны содрогаются стены Вышеграда…

Всё это было давно, очень давно; память о тех временах осталась только в преданиях. Были ли стены Вышеграда, сложенные из могучих стволов старых дубов и елей, разрушены при каком-либо сражении, или их уничтожил пожар, зажжённый врагами — неизвестно. И слышится над развалинами крепости лишь печальный отзвук давно умолкнувших струн.

Таким — овеянным романтической дымкой преданий — предстаёт перед нами Вышеград в поэме Сметаны.

 

«Влтава»

Следующую часть своего цикла Сметана посвящает Влтаве. Слово «Влтава» означает для чеха примерно то же, что для россиянина «Волга». С этой крупнейшей рекой Чехии была с самого начала связана жизнь народа. Когда-то потомки славянского племени, получившего имя от легендарного воеводы Чеха, возвели на берегах Влтавы первые поселения и крепости. На этих берегах, сменяя друг друга, рождались, жили и умирали поколения. Если бы вдруг удалось оживить всё то, что видели воды Влтавы за много веков, то перед нами в ярких картинах прошла бы почти вся история страны.

Влтава рождается в прохладной тишине горных лесов, где среди мхов и старых пней журчат два родника — один холодный, другой тёплый. Сливаясь вместе, они образуют спокойную, плавную реку, текущую по зелёным долинам и золотистым полям. Влтава прекрасна той спокойной и мягкой красотой, которая так близка славянскому народу.

В своей симфонической поэме Сметана как бы ведёт слушателя по течению реки; сменяя друг друга, перед взором проходят различные картины.

Светлым холодноватым тембром флейты композитор создаёт звуковой образ журчащего по камешкам прозрачного ручейка. Как солнечные блики на водную поверхность, падают на музыкальную ткань острые акценты скрипок и арфы. Вскоре к флейтам присоединяются кларнеты с их более тёплым тембром. Это второй исток Влтавы. Из нежного журчания ручейков незаметно возникает простая песенная мелодия — тема Влтавы.

Внезапно она обрывается; раздаётся перекличка охотничьих рогов. Из горных теснин река выходит на равнину, её встречает горячее дыхание полудня. В прибрежных лесах идёт охота.

Ни на мгновение не останавливает река свой бег. Вот уже леса остались позади. Всё слабее и слабее доносятся сигналы охотничьих рогов и наконец, они совершенно теряются в шуме вод. На смену жаркому дню приходит тихий летний вечер. Миновав леса, Влтава течёт дальше среди плодородных нив. До её берегов доносятся звуки деревенской свадьбы. Задорная и жизнерадостная полька слышится сначала приглушённо, мягко, будто доносясь издалека, затем всё ярче и громче. Поравнявшись с селением, река и его вскоре оставляет позади; отголоски танца постепенно замирают.

Наступает ночь. Холодный серебристый свет луны падает на зеркальную гладь реки, тревожимую ночным ветерком. В призрачном свете луны на поверхности виден хоровод русалок. Их таинственному завораживающему пению внимают руины старинных замков, хранящие воспоминания о былой славе и подвигах. Звучат приглушённые фанфары. В их чеканном ритме слышится сдержанная торжественность.

Но, как и прежде, безостановочно течёт река по своему пути. В ночной темноте растворяются силуэты замков; тает волшебное пение русалок. Остаётся лишь неумолчное журчание водных струй; и снова из него рождается широкая и спокойная мелодия Влтавы.

Но вот на пути реки встают скалы Святоянских порогов. Во мраке ночи ревёт и бушует поток; с тяжёлым грохотом волны разбиваются о каменные громады. В музыке здесь и смятение, и тревога, и напряжение борьбы, которую ведёт водная стихия с неожиданно вставшим на её пути препятствием.

И вот Влтава прорывается сквозь теснины Святоянских порогов, и взошедшее солнце озаряет широкое, могучее течение реки, гордо несущей свои воды к стенам овеянного славой Вышеграда. Постепенно она исчезает вдали, вливаясь мощным течением в Эльбу…

Внешне поэма так и построена — это ряд следующих друг за другом картин, которые чередуются с проведениями мотива Влтавы. Но Сметана не только мастерски воссоздаёт картины родной природы: одновременно его музыка передаёт чувства, которые вызывают эти дорогие сердцу образы. Музыкальное повествование словно ведётся от лица человека, который проникновенно говорит о родной земле. И именно эта эмоциональная наполненность, одухотворённость составляет главное очарование музыки «Влтавы», делают её такой тёплой, человечной. Рассказ о Влтаве перерастает у Сметаны в нечто большее — рассказ о душе чешского народа.

 

«Шарка»

Третья, самая короткая симфоническая поэма — «Шарка». В ней Сметана обратился к старинному преданию о Девичьей войне. Это предание повествует об отважных девушках, которые взяли в руки оружие и вступили в войну с мужчинами, чтобы восстановить матриархат и вернуть себе былую власть.

Образ Шарки — один из интереснейших женских образов в мировом эпосе. Характер неистовой девушки-воительницы обрисован необычайно выпукло и ярко. Безудержная в своём яростном порыве, с диким восторгом льющая кровь врагов — такой предстаёт перед нами Шарка на страницах сказания. Что же побудило девушек, этих чешских амазонок, взяться за оружие? Легенда гласит: «Когда мудрая княгиня Либуше отошла в вечность,её приближённые девушки увидели, что теперь их уже не почитают так, как было при жизни повелительницы. Горько им было думать об этом, и они с тоской вспоминали то время, когда княжна безраздельно властвовала над мужчинами и всей чешской землёй. Наконец гнев и жажда власти побудили девушек взяться за мечи и луки…»

«Шарка» — самая напряжённая и драматичная поэма в цикле. Она состоит из пяти кратких, резко контрастных эпизодов.

Первые страницы поэмы — это музыкальный образ неистовой Шарки. Мы видим её в тот момент, когда она обращается к подругам, зажигая их сердца призывом к мести.

Но вот раздаётся чёткая поступь аккордов. Шарка и её подруги слышат приближение отряда воинов. Это к Пражскому замку направляется из своих владений царевич Цтирад со своей вооружённой свитой. Девушки-воительницы решают, что наконец настал удобный случай для мести. Самая красивая из них — Шарка — должна завлечь Цтирада в ущелье и удержать его там до ночи. Тогда остальные набросятся на спящих дружинников и перебьют их.

Утомлённый переходом, отряд Цтирада подошёл к ущелью. Припекало солнце, было душно. Тень старых деревьев и тёмных скал, возвышающихся над ущельем, не давала прохлады. Вокруг было тихо. И вдруг в немой тишине раздался человеческий голос — не то жалоба, не то мольба о помощи.

Цтирад со своей дружиной направились на звук голоса. Обогнув скалу, все невольно приостановили коней. Удивительное зрелище предстало их взору.

У подножия скалы рос старый дуб. Под ним стояла девушка, крепко привязанная верёвкой к стволу. Обессилев от крика, она умолкла и печально склонила голову. Её распущенные волосы ниспадали на плечи. На ремне у девушки висел охотничий рог. Заслушав топот коней, она подняла голову и снова начала звать на помощь. Со слезами взывала красавица к дружинникам, умоляя освободить её.

Цтирад останавливает отряд и в наступившей тишине слушает рассказ красавицы. Она поведала, что зовут её Шарка, что в роще на неё напали воительницы, связали и поволокли, чтобы насильно забрать в девичье войско. Довезли они её до этого дуба, и тут услыхали топот коней:

«— Отпустили они меня, оставили одну, но так привязали, что я не могла даже пошевелиться. И взгляни: как в насмешку повесили на меня этот рог, чтобы я звала на помощь…» 

Снова заплакала девушка горькими слезами и стала просить, чтобы отвезли её к отцу. Был полдень. Люди Цтирада спешились, привязали коней поодаль и улеглись в прохладной тени. А Цтирад тем временем взволнованно слушал речи красавицы Шарки, жадно внимая звукам её нежного голоса.

Воспользовавшись привалом, свита Цтирада решила отдохнуть и повеселиться. Опьянённые сладким мёдом — подарком Шарки — дружинники пускаются в пляс. В музыке можно услышать и ритмичный топот десятков ног, и звон сталкивающихся доспехов.

Постепенно веселье стихает. Усталость и сон валят дружинников на землю. Вокруг воцаряется тревожная тишина. Издали, с окаймляющих ущелье скал, десятки глаз напряжённо следят за тем, что происходит на поляне: боевые подруги Шарки ждут от неё условного знака.

Тишину прорезает сигнал валторны. Шарка, играя со снятым со своей шеи охотничьим рогом, привлекла к нему внимание Цтирада. Захотев узнать, как он звучит, Цтирад прижал его к губам и затрубил во всю силу своих лёгких. Так Шарка хитростью заставила самого Цтирада подать знак.

И вот из-за скал неслышно подбираются, окружая лагерь, девушки-воительницы. Ещё немного — и здесь закипит жестокая схватка. Но пока всё тихо… Сидя над засыпающим Цтирадом, Шарка задумчиво смотрит на его безмятежное, озарённое улыбкой лицо. Этот благородный, доверчивый юноша, который так пылко восхищался её красотой, даже не подозревает о страшном обмане. Он не знает, что Шарка должна убить его — и именно сейчас, спящего, чтобы он не смог броситься на помощь своим воинам. Щемящая скорбь сжимает сердце девушки. И какая затаённая, глубокая тоска слышится здесь в музыке!..

Заканчивается поэма картиной битвы, в которой гибнет Цтирад вместе со своей дружиной.

 

«Из чешских лугов и лесов»

Если симфоническую поэму «Шарка» можно назвать драматической балладой, то следующая поэма — скорее ода, воспевающая красоту чешской земли. Она называется «Из чешских лугов и лесов». Сметана написал её в тихом селении Ябкеницы. После переезда из Праги он поселился там в доме своей дочери и её мужа, местного лесничего. Когда композитор заканчивал работу над этой партитурой, исполнился ровно год с тех пор, как он полностью и необратимо потерял слуха. И вот человек, не воспринимавший уже ни одного звука внешнего мира, создаёт поразительную по красоте музыкальную картину, насыщенную тончайшей пейзажной звукописью.

Маленькое селение, где жил композитор, лежало вдалеке от городов и больших дорог. С высокого холма были видны красивые окрестности. Широкие дали, открывающиеся с Ябкеницкой возвышенности, и внутреннее ощущение голосов природы подсказали Сметане замысел этой симфонической поэмы. В ней нет какого-то определённого сюжета: авторская программа указывает лишь на то, что содержание носит очень обобщённый характер. «Здесь, — пишет автор, — отображение тех чувств, которые возникают, когда взгляду открывается чешская земля, когда солнце горячо греет, воздух благоухает, лёгкий шорох ветвей несётся со всех сторон, и в нём ясно слышится пение бесчисленных птиц и отдалённые звуки охотничьих рогов; когда кажется, что отовсюду — с полей и лесов — доносятся до нас знакомые, родные голоса, то радостные, то задумчивые…»

 

«Табор»

Две последние поэмы цикла «Моя Родина» — «Табор» и «Бланик». Они тесно связаны друг с другом. В них воссозданы образы истории и легенд, связанные с эпохой гуситских войн.

В начале XV века вся Европа была поражена смелостью маленького славянского народа. В Чешском королевстве разгорелось небывалое по своему масштабу народное восстание. Воодушевлённые идеями Яна Гуса, чехи первыми в Европе вступили в борьбу за свободу убеждений и социальной справедливости.

Ярчайшей страницей гуситского движения стал пятнадцатилетний период победоносных битв, когда воины-патриоты, сделавшие своим оплотом горную крепость Табор, громили намного превосходившие их силы врага. Для чешского народа табориты стали олицетворением силы, твёрдости и мужества.

Музыка этой симфонической поэмы не воссоздаёт какие-либо события или сцены из жизни крепости Табор, а скорее раскрывает нам героический облик его защитников-воинов. Вот что говорил об этом сам автор: «Сочинение повествует о несгибаемой воле гуситов, о жестоких битвах, в которых они участвовали, о бесстрашии, стойкости и гордой непримиримости, с которой гуситы обороняли своё право не завоёванную ими истину».

В этом произведении впервые в истории музыки был использован знаменитый боевой гимн гуситов — «Кто вы, Божьи воины». Он пронизывает музыку поэмы от начала до конца. Впоследствии многие композиторы цитировали в своей музыке эту суровую мелодию. Но так ярко показать первозданную силу и мощь этой песни-гимна, как это сделал Сметана, не удалось никому. Гуситский гимн — одна из тех мелодий, в которых необычайно ярко запечатлелось, сконцентрировалось всё самое основное, самое типичное от породившей его эпохи и среды. Сложенный почти шесть веков назад в рядах таборитского войска, он и сейчас захватывает своей суровой решительностью. Ощущение грозной, непреклонной силы вызывает тяжёлая, размеренная ритмическая поступь. Это — поступь воинов, идущих плотно сомкнутыми рядами на врага. По свидетельству летописцев, этот гимн, с которым шли в бой табориты, своей яростной силой наводил ужас на императорские войска. Известно, что среди участников Пятого крестового похода, направленного против «чешских еретиков», начиналось паническое бегство, когда только издали слышалось пение приближающихся гуситов. Вот текст этого гимна:

«Кто вы, Божьи воины, воины Закона Божьего.

Просите же у Бога помощи и уповайте на Него,

Верьте, что всегда, везде с Ним вы победите».

Известно, что судьба гуситского движения была трагичной. Но слава боевого подвига воинов-патриотов, их непоколебимая вера в правоту своего дела воодушевляли и поддерживали чешский народ на протяжении многих веков. Пример гуситов всегда будил в сознании дух гордой непокорности, который помогал переносить тяжёлые испытания.

«Бланик». Мотивом непреклонности, гордой непримиримости завершается симфоническая поэма «Табор». И этим же музыкальным образом Сметана открывает следующую, заключительную поэму — «Бланик». По своей программе она — прямое продолжение «Табора». Здесь оживает одна из любимейших чешских легенд, появившаяся в конце XV века. Она гласит, что когда кольцо врагов крепко сдавило бесстрашных гуситов, и гибель героев была неизбежной, гора Бланик расступилась перед ними и приняла их в свои недра. Когда для чешской земли настанет самое тяжёлое время, когда родина будет в наибольшей опасности, выйдут они из глубоких недр и снова бросятся в бой за свободу Чехии. Они победят в этой борьбе и изгонят всех врагов, вместе с которыми зло, несправедливость и горе навсегда покинут пределы родной земли.

«Бланик» начинается с гимна «Кто вы, Божьи воины», которым закончилась предыдущая поэма. Это как бы эпиграф ко всему произведению. Затем музыка рисует шествие гуситов к зелёной горе Бланик. В сосредоточенном молчании идут воины, и по-прежнему стройны их ряды, хотя каждый омрачён мыслью о погибших товарищах. Один за другим скрываются они в глубине горы; всё слабее и слабее доносится их поступь, пока в тишине не замирают их шаги.

На склонах Бланика воцаряется безмятежный покой. Леса и горные луга спокойно раскинулись под ласковыми лучами солнца. На зелёных лужайках мирно пасутся стада. Слышны звуки пастушеской свирели; ей отвечает горное эхо…

Внезапно в эту идиллию снова врываются грозные интонации гуситской песни. «Наступило лихолетье на Чешской земле» — говорится в программе. Музыка говорит нам о тревогах и бедах, проносящихся над ней. И вот, когда тревога и смятение достигают силы отчаянных возгласов, откуда-то издалека слышатся призывные фанфары. Это мотив последней фразы гуситского гимна (вспомним его слова: «Верьте, что всегда везде с Ним вы победите»).

Мелодия гимна постепенно крепнет, как бы приближаясь, и вырастает в мужественный торжественный марш. В боевом строю, сверкая на солнце доспехами, выходят воины из расступившихся скал. И вот в ликующем апофеозе поэмы чеканные, грозные ритмы гуситского гимна сплетаются с эпической темой Вышеграда: славное будущее неразрывно связано с героикой прошлого. «В новом блеске возрождается слава чешского народа» — такими словами завершает Сметана программу «Бланика».

 

Андрей Дашунин


Яндекс.Метрика