Дирижер Константин Иванов


Дирижер Константин Иванов

(Статья опубликована в издании: Главный оркестр страны. 75 лет Государственному академическому симфоническому оркестру России имени Е. Ф. Светланова. М. 2011)

 

Дирижер не имеет права становиться за пульт, если в нем нет горячего интереса к сочинению, которое предстоит исполнить, к серьезной и кропотливой работе над ним. Необходимо, чтобы он с трепетом ждал каждой встречи с оркестром и исполнение всегда было для него праздником. Только тогда оно может стать праздником и для слушателей.

К. Иванов

 

 

Крылатое выражение «человек, который сделал себя сам» как нельзя лучше описывает судьбу замечательного дирижёра Константина Константиновича Иванова. Его биография представляет собой пример жизни человека, который сознательно стремился стать музыкантом и стал им, преодолев на этом пути многие трудности и лишения. Им двигали целеустремленность, желание самосовершенствоваться и искренний энтузиазм. При этом во всей биографии Иванова мы не найдем ни малейших признаков тщеславия. Им руководила, прежде всего, горячая любовь к музыке, пронесенная через всю жизнь.

Константин Иванов родился за десять лет до Великой Октябрьской революции, и его молодость совпала с периодом становления нового государства. Годы бытовой неустроенности, голода и разрухи были в то же время периодом колоссального духовного подъема и живой веры в светлое будущее. Личность Иванова была на редкость созвучна этой эпохе. Он сумел вобрать в себя лучшие черты своего времени, проходя мимо всего недостойного.

Константин Константинович был человеком из простого народа. Его отец — музыкальный мастер в городке Ефремове Тульской области. Музыка окружала ребёнка с раннего детства, но специального музыкального образования в юные годы он не получил. Первым инструментом, который он попытался освоить, был контрабас. Решив поощрить музыкальные занятия мальчика, родители купили ему скрипку, но начавшаяся Первая Мировая война вынудила по материальным соображениям вскоре с ней расстаться. В детстве у будущего дирижёра было много ярких музыкальных впечатлений: и пение церковного хора, и звуки рояля в городском театре, и военный духовой оркестр. После смерти отца в 1920 году он играл в полковом оркестре, будучи воспитанником этого полка, а в 1922 году поступил в Тифлисскую консерваторию (в класс трубы). Его материальное положение в эти годы было бедственным, но он почти не замечал невзгод, самозабвенно предаваясь учебе. В 1930 году Иванов начинает учиться в Московской консерватории на курсах военных капельмейстеров. Но все же его мечтой было симфоническое дирижирование. Увидев выдающиеся способности молодого музыканта, знаменитый дирижер К. С. Сараджев принимает его в свой класс. Позже Иванов занимался у Б. Э. Хайкина и Л. М. Гинзбурга и с отличием окончил консерваторию в 1937 году (его имя высечено на мраморной доске в фойе Малого зала).

Поворотным пунктом в биографии Иванова стало участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1938 году, где он получил третью премию, став лауреатом конкурса вместе с Е. А. Мравинским, Н. Г. Рахлиным, А. Ш. Мелик-Пашаевым и М. И. Паверманом. Его выступления произвели большое впечатление на музыкальную общественность. Газета «Советское искусство» от 28 сентября 1938 года писала: «Исключительно привлекательно дарование молодого тридцатилетнего К. Иванова. Этот артист глубоко и по-настоящему чувствует музыку; свободно владеет богатейшей симфонической звучностью».

После конкурса по инициативе Вс. Э. Мейерхольда молодой дирижёр начинает работать в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и дирижером-ассистентом у тогдашнего руководителя Государственного симфонического оркестра (ГСО) А. В. Гаука. В театре он успел поставить «Евгения Онегина» Чайковского, но осуществлению дальнейших планов помешала война. В последующие годы Иванов сотрудничал с Большим симфоническим оркестром радио, возглавляемым Н. С. Головановым, и с Госоркестром, которым руководил тогда Н. Г. Рахлин. В 1943 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР Иванов стал в 1946 году, и был первым руководителем, проработавшим с Госоркестром длительное время. Он стоял во главе коллектива до 1965 года, и эти 19 лет явились эпохой в истории ГСО, — эпохой, значение которой не до конца осознается в наши дни.

Во второй половине 1940-х годов Госоркестр был признан лучшим исполнителем отечественной классики, ему поручалось проведение ответственных концертов, посвященных юбилеям великих русских композиторов. Значительными событиями становились монументальные циклы из произведений Чайковского и Бетховена, включавшие в себя все симфонии этих авторов.

В традициях, начатых Гауком, проводились вечера-встречи с советскими композиторами: Глиэром, Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским, Хренниковым. Многие премьеры поручались именно ГСО, в частности оркестр стал первым исполнителем в Москве Одиннадцатой и Двенадцатой симфоний Шостаковича, Пятой и Шестой симфоний Прокофьева и его же оперы «Война и мир» в концертной версии.

Во времена Иванова значительно расширилась география выступлений коллектива. Оркестр регулярно гастролировал в городах СССР, а с 1956 года постоянными стали поездки за рубеж (Польша, Румыния, Китай, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Япония, США), причём во многих случаях он впервые представлял советское искусство в этих странах.

Большое внимание уделял ГСО шефской работе: многократно выезжал на концерты в клубы, колхозы, воинские части, а его главный дирижёр руководил самодеятельным симфоническим оркестром при Центральном доме Советской армии и Рязанским самодеятельным симфоническим оркестром.

Иванов, будучи подлинным профессионалом, ярким темпераментным артистом и вдохновенным художником, сумел создать в оркестре особую атмосферу увлеченности искусством. По его словам, в ГСО «дисциплина была всегда на должном уровне: на репетициях идеальная тишина, и даже в перерывах; все продолжали жить той музыкой, которую только что играли». Никогда не проявляя ни малейшей профессиональной ревности к коллегам, постоянно приглашал к сотрудничеству лучших дирижеров страны и мира. С ГСО работали К. Элиасберг, Е. Мравинский, С. Самосуд, А. Гаук, Н. Аносов, К. Кондрашин, М. Сарджент, Ш. Мюнш, Г. Абендрот, Г. Себастьян, А. Клюитанс, Н. Малько, К. Мазур и многие другие.

О своем репертуаре Иванов писал: «Меня всю жизнь притягивали два полюса — Бетховен и Чайковский». Однако оркестр постоянно играл также произведения Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Калинникова, Лядова, Скрябина (в частности, «Прометей» исполнялся со световой строкой) и советских авторов — Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна, Пейко и других, а также композиторов из социалистических республик и западноевропейских стран.

В дирижерской деятельности Иванов ценил тщательность работы над каждым произведением — как репетиционной, так и на стадии предварительного изучения партитуры. Он писал, что «прежде всего надо полюбить исполняемое произведение, без чего его просто нельзя играть». В результате закладывалась основа для подлинного творчества на сцене — живого эмоционального переживания, неизбежно ощущаемого даже самыми неискушенными слушателями. По словам Иванова, «с первых моих выступлений с оркестром на публике критика отмечала как своеобразную черту исполнительской манеры — стихийность», которая была результатом напряженной работы. С течением времени он добился полного гармонического согласия рационального и эмоционального начал, став подлинным мастером своего дела. В 1958 году Константин Иванов был удостоен звания «Народный артист СССР».

После ухода с должности главного дирижера ГСО Иванов все больше времени посвящает композиции. Будучи человеком чрезвычайно требовательным к себе, в 1970 году он поступает на композиторский факультет в Институт имени Гнесиных в класс Н. И. Пейко и заканчивает его за три года. В дальнейшем им были написаны «Космическая симфония», Концерт для контрабаса с оркестром и другие сочинения. Одновременно продолжалась его дирижерская деятельность в сотрудничестве со многими московскими оркестрами. Среди записей последнего периода его жизни особенно выделяется симфония «Манфред» Чайковского (с оркестром Московской государственной филармонии, 1978).

Книга К. Иванова «Волшебство музыки» заканчивается словами: «Никого и никогда не подвигла музыка к делам черным и бесчестным — всегда только к высокому, светлому и прекрасному. Она рождает мечты, помогает переносить горе, в любых невзгодах хранить чистоту, веру, надежду и любовь — словом, быть Человеком!» Эти слова в полной мере можно отнести к самому дирижеру Константину Иванову. Непростой путь, начатый вослед юношеским мечтам, привел его не только к вершинам мастерства, но и к удивительной человеческой мудрости, дающейся в нашей жизни совсем не многим.

 

Андрей ДАШУНИН, Ассоль МИТИНА


Яндекс.Метрика