«ЭГМОНТ». Музыкально-литературная композиция по драме И. В. Гете с музыкой Л. Бетховена (симфонические фрагменты)
Концерт 23 октября 2011
Волгоградский академический симфонический оркестр
Волгоградский молодежный театр
Дирижёр — Андрей ДАШУНИН (Москва)
«ЭГМОНТ»
Литературно-музыкальная композиция
по трагедии Иоганна Вольфганга ГЁТЕ
с музыкой Людвига ван Бетховена
Текст программки: В 1809 году Бетховен получил от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и увлеченно работал над ней с конца 1809 до весны 1810 года. Помимо часто исполняемой в концертах увертюры, музыка Бетховена к «Эгмонту» включает в себя девять номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.
Иоганн Вольфганг Гёте — величайший немецкий поэт, писатель, драматург, ученый, театральный и политический деятель — с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя. Ее герой, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — нидерландский государственный деятель. В XVI веке его родные Нидерланды находились под игом Испании, от которого стремились освободиться. Эгмонт вырос и получил военное образование при дворе испанского короля, был на его службе военачальником, участвовал во многих походах и особенно отличился в битвах при Сан-Квентине и Гравелине. В 1544 году за незаурядный ум и военную отвагу получил орден Золотого руна — одну из самых почетных наград Европы того времени. С этого момента он был неподсуден никому, кроме членов своего ордена.
Позднее он возглавил дворянскую оппозицию в Государственном совете, где отстаивал интересы нидерландского народа, сохраняя в то же время преданность испанскому королю. Одним из важнейших требований Эгмонта к испанскому правительству было сохранение свободы вероисповедания на землях Нидерландов. Однако католическая инквизиция продолжала свирепствовать во Фландрии. Соратники Эгмонта по оппозиции — принц Вильгельм Оранский и граф Горн — предупреждали его о возможном вероломстве короля Филиппа II, однако он продолжил открытую борьбу и при новом наместнике Нидерландов: воинственном и беспощадном герцоге Альбе.
Сменив на посту наместника мудрую и рассудительную Маргариту Пармскую, Альба наполнил жизнь в Нидерландах ужасом. Им был выпущен указ, согласно которому «ежели двое или трое разговаривают вместе на улице, они без всякого следствия объявляются виновными в государственной измене». Под страхом смертной казни никто не смел открыто порицать действия правительства.
В 1567 году Эгмонт был незаконно арестован и привлечен к суду в организованном Альбой «Совете по делам беспорядков», позднее названным «кровавым советом». Около 18000 человек были им приговорены к смерти. Наличие ордена Золотого руна не защитило отважного Эгмонта от жестокой и незаконной расправы. Он был казнен в Брюсселе 5 июля 1568 года.
Смерть Эгмонта всколыхнула всю страну и послужила сигналом к первому открытому восстанию. Его имя стало символом борьбы за свободу и счастье нидерландского народа. Сопротивление испанскому режиму возглавил Вильгельм Оранский, бежавший в Германию. Но лишь через 80 лет войн и революций было, наконец, провозглашено независимое государство Голландия.
В трагедии Гёте «Эгмонт» главный герой предстает влюбленным в юную девушку Клару. Она мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить плененного героя, но безуспешно. Накануне казни любимого, в отчаянии она кончает с собой. В темнице Эгмонта посещает видение будущей свободы своего народа. Он не сломлен своим приговором. Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа наполнен заключительный монолог Эгмонта.
Андрей Дашунин
1. Увертюра
2. Песня Клерхен «Гремят барабаны…»
3. Антракт I
4. Антракт II
5. Песня Клерхен «Радость и горе…»
6. Антракт III
7. Антракт IV
8. Смерть Клерхен
9. Монолог Эгмонта и «Победная симфония»