«ШЕДЕВРЫ, ШЛЯГЕРЫ, СЮРПРИЗЫ» Популярная оркестровая музыка XIX века


«ШЕДЕВРЫ, ШЛЯГЕРЫ, СЮРПРИЗЫ» Популярная оркестровая музыка XIX века

Концерт 18 января 2009

Волгоградский академический симфонический оркестр. Дирижер и ведущий — Андрей Дашунин

 

Первое отделение.
Добрый вечер, дорогие друзья!

Знаменитый дирижер, композитор и музыкальный просветитель Леонард Бернстайн назвал одну из своих книг «Бесконечное разнообразие музыки». И мне кажется, что название этой книги — это та тема, о которой время от времени задумывается каждый из нас. Те произведения, которые мы слышим в концертах, или по радио, или собирая домашнюю фонотеку — по сути, это лишь надводная часть огромного айсберга. И открывать для себя все новые и новые частицы этого айсберга — это прежде всего очень увлекательное занятие. Когда-то Густав Малер сказал замечательную фразу, которую я часто вспоминаю и для меня она имеет большое значение: «Для меня написать симфонию значит всеми средствами музыкальной техники создать мир». Так вот: узнавать новые, неизвестные нам раньше произведения искусства — это все равно что открывать для себя новые миры; погружаясь в эту параллельную реальность, мы как бы проживаем еще одну жизнь, при чем в диалоге с создателем этого произведения.

Составляя программу сегодняшнего концерта, я старался, чтобы произведения популярные, всеми знакомые и любимые чередовались с менее известными, а то и совсем забытыми. А это очень интересная тема — многое из того, что было популярно и звучало буквально на каждом шагу в XIX веке сейчас практически неизвестно, как будто бы этого и не существовало. Таким образом, получилось так, что чуть более половины произведений сегодняшней программы прозвучат в Волгограде впервые. Я очень надеюсь, что они вам понравятся.

***
Одна из интереснейших тем в том, что касается искусства и в данном случае музыки — это невероятная творческая продуктивность многих композиторов. Вот вдумайтесь в эти цифры. Каталог сочинений Моцарта включает в себя 626 произведений, каталог произведений Иоганна Себастьяна Баха — 1072 произведения. Вспомним Гайдна с его 107 симфониями, вспомним Шуберта и его 700 с лишним песен — одних лишь песен, не считая симфоний, месс, опер, бездны камерной и фортепианной музыки.

Еще одним из таких сверхплодовитых авторов был итальянский композитор Гаэтано Доницетти. К 48 годам, когда Доницетти из-за тяжелой болезни был вынужден прервать свою музыкальную карьеру, он был уже автором 74 опер! Современники рассказывали, что сочинял Доницетти с невероятной легкостью и быстротой. Похоже, что понятие «муки творчества» было ему незнакомо. Наоборот, складывалось впечатление, что он едва успевает записывать то, что подсказывает его фантазия. Одну из своих лучших опер — «любовный напиток» — он написал ровно за две недели. Еще меньше времени заняло сочинение одной из его последних опер — «Дон Паскуале». Наш сегодняшний концерт откроет увертюра к этой опере. Первое исполнение в Волгограде.

1. Гаэтано Доницетти. Увертюра к опере «Дон Паскуале»

Наш следующий герой считается французским композитором, хотя родился он в Германии, в городке Оффенбах-на-Майне, в честь которого и придумал себе псевдоним. Это — Жак Оффенбах.

Переехав в Париж, Оффенбах быстро завоевал популярность как автор многочисленных оперетт. Он даже создал свой собственный театр — «Буфф Паризьен». Его оперетты шли с огромным успехом; но, похоже, его самого это не особенно волновало. Оффенбах, по сути, был довольно равнодушен к развлекательному жанру. Мечтой всей его жизни было написать настоящую большую и серьезную оперу — с захватывающим сюжетом и подлинными, сильными, не опереточными страстями.

Очень долго у него на это попросту не было времени. И лишь на исходе жизни, уже смертельно больной, Оффенбах создает свою единственную оперу — «Сказки Гофмана». Действие одной из картин оперы происходит в Венеции. Поздний вечер. В Венецианских каналах отражаются огни роскошных дворцов. Слышен плеск воды, возгласы гондольеров. Над всем этим в вечернем сумраке плывут волшебные, завораживающие, чуть таинственные звуки баркаролы…

2. Жак Оффенбах. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»

Французский композитор Жюль Массне известен нам, главным образом, благодаря своим операм «Вертер» и «Манон». Но это — далеко не единственное его произведение для театра. Массне написал около 20 опер, и многие из них, безусловно, заслуживают внимания.

Одна из них — «Таис», написанная по роману Анатоля Франса. Ее главная героиня — язычница Таис Афинская, которая в какой-то момент жизни открыла для себя свет вечных истин и обратилась в христианство. И вот эту перемену, произошедшую в душе Таис, ее духовное перерождение и снизошедший на нее божественный свет, символизирует оркестровое интермеццо под названием «Размышление».

3. Жюль Массне. «Размышление» из оперы «Таис»

Я хотел бы вернуться к мысли, которую я высказал перед исполнением предыдущего номера. Есть в истории искусства такой интересный феномен. Его можно условно назвать «авторы одного произведения». Например, Александр Сергеевич Грибоедов был ведь весьма плодовитым драматургом; но знаем мы его почти исключительно благодаря одной-единственной его пьесе — «Горе от ума». Точно также, польский композитор Михаэль Огинский написал около двухсот произведений, но кроме знаменитого полонеза «Прощание с родиной» его творчество практически забыто.

Такая же судьба постигла и итальянского композитора Амилькаре Понкьелли. Автор множества сочинений, авторитетный музыкант, многолетний профессор Миланской консерватории, он вошел в историю благодаря двум своим ученикам — Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи — и одному произведению — опере «Джоконда».

Сразу скажу, «Джоконда» Понкьелли никак не связана со знаменитой картиной Леонардо да Винчи. Она написана по драме Виктора Гюго «Анджело». «Джоконда» Понкьелли — это яркий спектакль, полный бурных страстей и драматических событий. И вот в качестве контраста к ним, в III действии оперы есть прелестная балетная сцена под названием «Танцы часов». Перед нами один за другим проходят различные времена суток — утро, день, вечер и ночь. А затем (чего, конечно, никогда не бывает в жизни) все они соединяются в общем стремительном танце.

4. Амилькаре Понкьелли. «Танец часов» из оперы «Джоконда»

После этого Пьетро Масканьи прожил еще 56 лет и написал 14 опер. Все они, конечно, ставились в театрах — ставились как очередная «новая опера автора «Сельской чести» — а через недолгое время интерес к ним падал и они исчезали из репертуара. Успех своей первой оперы Масканьи так и не смог повторить. А «Сельская честь» популярна и любимо до сих пор. В сознании слушателей Масканьи так и остался автором одной оперы.

5. Пьетро Масканьи. Интермеццо из оперы «Сельская честь»

В 1842 году двадцатидевятилетний Верди написал оперу «Набукко». К тому времени он уже был автором трех опер, которые были поставлены и реакция на них была разной — начиная с вялого одобрения и заканчивая полнейшим провалом. «Набукко» — это фактически первая его опера с которой начался его стиль и популярность и любовь к его музыке у публики. «Набукко» — это сокращенная итальянская транскрипция имени царя Навуходоносора. Верди обратился к образам Библии, но в этих образах, как в зеркале, отразилась та ситуация, те образы которые Верди мог видеть в Италии — Италия в те времена была под австрийским игом и всячески мечтала от него избавиться и слушатели, зрители, приходившие в театр и воспринимавшие эту оперу — узнавали в ее героях самих себя, свои собственные чувства и мысли. И поэтому успех был невероятным. Мелодии из этой оперы буквально распевали на улицах. В особенности мелодию хора, тема которого есть и в увертюре. Он начинается с прекрасных слов: «Лети, мысль, на золотых крыльях». Фактически, с этой оперы начался Верди и ему оставалось еще 59 лет жизненного пути.

6. Джузеппе Верди. Увертюра к опере «Навуходоносор»

Второе отделение.

Одна из интереснейших тем в истории музыки — тема, которую можно назвать «музыкальная шекспириана». Действительно, ни один другой драматург не получил столько музыкальных воплощений своих сюжетов, сколько Шекспир. Все, абсолютно все 36 пьес Шекспира стали основой для опер, балетов, ораторий, симфонических поэм, увертюр и т. д. Причем многие из них — по многу раз. Например, на сюжет «Ромео и Джульетты» были написаны: драматическая симфония Гектора Берлиоза, увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского, увертюра классика норвежской музыки Юхана Свендсена, знаменитый балет Сергея Прокофьева, а также — по самым скромным подсчетам — не менее 12 опер.

Еще одним популярным у композиторов шекспировским сюжетом стала комедия «Виндзорские проказницы» и ее главный герой, сэр Джон Фальстаф. Еще в XVIII веке одной из лучших комических опер считался «Фальстаф» Антонио Сальери. Пройдет более ста лет, и на этот же сюжет напишет свой последний шедевр Джузеппе Верди. А где-то посередине между этими двумя датами, в 1849 году в Берлине была поставлена опера «Виндзорские проказницы» немецкого композитора и дирижера Отто Николаи. Опера полюбилась слушателям и вскоре обошла весь мир. Но особенно она популярна в Вене. Она регулярно идет на сцене Венской государственной оперы, а увертюру к «Виндхорским проказницам» часто включает в свои программы знаменитый Венский филармонический оркестр. И это не случайно — ведь именно Отто Николаи был создателем и первым дирижером этого великолепного коллектива.

7. Отто Николаи. Увертюра к опере «Виндзорские проказницы»

[текст утрачен]

8. Карл Мария фон Вебер. «Приглашение к танцу»

Годы жизни немецкого композитора Фридриха фон Флотова почти один в один совпадают с годами жизни другого немецкого композитора — Рихарда Вагнера. Флотов родился в 1812 году, на год раньше Вагнера и умер в том же 1883, что и Вагнер. Оба писали оперы. И на этом, пожалуй, сходство между ними заканчивается. Вагнер был новатором, революционером в музыке. Его музыкальные драмы — это глобальные, масштабные, концептуальные полотна. Безусловно, он был настоящим властителем дум своего времени. Рядом с ним Флотов выглядел непритязательным автором развлекательной музыки. И это в общих чертах так и есть. Находясь в тени гигантов столетия, он любовался тихим романтизмом и совсем не замахивался на вершины. Но при этом мелодии из его опер своей лирикой и незатейливой прелестью способны увлечь, растрогать и взволновать публику. А это, хочу заметить, как раз те качества, которые обычно вызывают пренебрежительную критику знатоков и симпатию слушателей. Флотов написал около тридцати опер. Но сейчас более или менее известны лишь две из них — «Алессандро Страделла» и «Марта».

Сюжет оперы «Алессандро Страделло» следующий: родившись в Неаполе, и там же выучившись, Алессандро Страделла был приглашен в более богатую в то время Венецию в качестве учителя музыки к сенатору Альфонсо де Контарини. Он должен был учить музыке его молодую жену Гортензию. Ну, как известно, мало что соединяет людей крепче, чем совместное музицирование и вскоре занятия музыкой переросли в сильное глубокое чувство и Алессандро и Гортензия решили бежать в другой город и там тайком пожениться. Ну и они убежали. Узнав об этом, сенатор разъярился и послал за ними как бы мы сейчас сказали — киллеров с тем, чтобы они нашли их, где они сейчас находятся, Алессандро убили, а жену возвратили назад. И вот убийцы довольно долго их искали и нашли их в Неаполе ровно в тот момент, когда Алессандро Страделло выступал перед публикой — пел собственные песни. А что произошло дальше, наверное, могло произойти только в Италии с ее культом вокальной музыки. Услышав как поет Страделла и услышав его песни, убийцы были настолько потрясены его мастерством и прекрасным голосом, что тут же отказались от своих намерений и от гонорара за убийство и вместе с остальной публикой аплодировали великому мастеру. Вот этим, собственно, опера и заканчивается. В опере «Алессандро Страделла» Флотов использовал несколько оригинальных мелодий Страделлы, и в частности увертюра начинается с мелодии знаменитого гимна Страделлы деве Марии.

9. Фридрих фон Флотов. Увертюра к опере «Алессандро Страделла»

Когда мы говорим о венской династии Штраусов, мы в первую очередь вспоминаем знаменитого «короля вальса» Иоганна Штрауса — сына. Иногда вспоминаем и его отца — тоже Иоганна Штрауса, основателя династии. Гораздо меньше известны два младших брата «короля вальса» — Йозеф и Эдуард.

Йозеф Штраус вообще-то не собирался становиться профессиональным музыкантом. Инженер-строитель, он закончил Венский политехнический институт и даже сделал несколько научных разработок в своей области (если не ошибаюсь, что-то связанное со строительством мостов). Однако, когда ему было чуть больше двадцати лет, Иоганн Штраус заболел и попросил Йозефа на время заменить его за пультом своего оркестра. Йозеф согласился, но предупредил, что это будет в первый и последний раз. Он даже написал для своего выступления несколько вальсов и так их и назвал: «Первые и последние вальсы Йозефа Штрауса». Его дебют прошел с большим успехом, и вскоре Йозеф выступил снова, исполнив свое новое сочинение под названием: «первые вальсы Йозефа Штрауса после последних». Всего же им написано около трехсот популярных танцевальных пьес.

10. Йозеф Штраус. Вальс «Деревенские ласточки»

Итак, наш концерт подходит к концу. Герой нашего последнего сюжета — Франческо Эрменеджильдо Сюппе-Демелли. Этот композитор с таким труднопроизносимым именем стал известен миру (и не просто известен, но чрезвычайно популярен) под псевдонимом Франц фон Зуппе.

Итальянец по происхождению, он в очень молодом возрасте переехал в Вену и с этим городом была связана вся его дальнейшая судьба. Именно Зуппе (а не Иоганн Штраус, как многие думают) стал родоначальником венской оперетты. И в этом жанре им создано более полусотни произведений. Сюжеты его оперетт были самые разнообразные, часто весьма неожиданные. Так, например, одна из них называется «Пиковая дама», и слушая эту развеселую музыку, трудно представить, что написана она на сюжет мрачноватого и проникнутого мистикой Пушкинского рассказа.

Сегодня же Вы услышите увертюру Зуппе под названием «Утро, полдень и вечер в Вене».

11. Франц фон Зуппе. «Утро, полдень и вечер в Вене»

[на бис]

12. Иоганн Штраус. «Марш Радецкого»

 

P.S. В концерте, состоявшемся в Барнауле … была исполнена та же программа с похожим текстом ведущего. Однако там были сыграна также увертюра к опере Обера «Фра-Дьяволо» и увертюра к опере Беллини «Норма». Записей с концерта не сохранилось, но остался текст ведущего:

Обер. «Фра-Дьяволо».
«Ловкий, веселый, умный, светски-изящный француз» — так охарактеризовал  Обера Петр Ильич Чайковский. В год смерти Обера Чайковскому был 31 год и его сочинения уже завоевали первый успех. Родился же Обер в то время, когда еще были живы Моцарт и Гайдн. Таким образом, за его долгую жизнь перед его глазами прошло несколько эпох истории музыки.

Современникам Обер запомнился, как элегантный светский повеса, который вставал около шести часов вечера и ложился спать под утро, который увлекался скаковыми лошадьми, любил женщин, и блистал остротами. Его меткие афоризмы уже на следующий день подхватывал весь Париж. Друзья отмечали, что Обер весьма скептически относился к собственной музыкие и ни разу не присутствовал на исполнении своих произведений.

Но была в его жизни и другая сторона, о которой не знал никто, кроме разве что его самых близких друзей. Умнейший и образованнейший музыкант, он боготворил великих классиков и даже не помышлял ставить свою музыку рядом с их бессмертными творениями. Известно, что однажды Обер собственноручно переписал струнные квартеты Гайдна, чтобы как можно глубже запечатлеть в памяти каждую их ноту. Россини однажды сказал : «произведения Обера, по сути, малые творения великого музыканта».

Многочисленные оперы Обера сейчас совершенно забыты. Известны, пожалуй, только две — «Немая из Портичи» и «Фра-Дьяволо», в которой несколько иронично обыгрывается романтический образ благородного разбойника.

… Один из критиков охарактеризовал творчество Обера такими словами: «Он создавал только красивые вещи». Сейчас это звучит почти пренебрежительно, а ведь по отношению к французской культуре это пренебрежительное толкование совершенно несправедливо. Парижские моды, парижское кабаре, парижские поэты и художники создавали, в основном, красивые вещи… Эти творения были преисполнены французского духа — с его легкостью, шармом и тонким бмором. И к этим незабываемо красивым, радующим сердце вещам принадлежит и изящная, остроумная и очаровательная музыка Обера.

Беллини. Увертюра к опере «Норма». Ария из оперы «Норма».

Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Мы говорим Casta diva, подразумеваем — бельканто». И действительно, опера Винченцо Беллини «Норма» и эта ария из нее стали символом, олицетворением бельканто — хотя в этом стиле были написаны сотни других произведений.

Беллини называли «итальянским Моцартом», «итальянским Орфеем». Он владел каким-то волшебством, с которым мало что может сравниться. Мелодия! У Беллини она подобна свету, который озаряет его сценические образы. С помощью своих мелодий он мог обрисовывать людей, их судьбы, их конфликты. В его музыке чувствуется дыхание жизни.

 

 

 


Яндекс.Метрика