Впечатления от поездки в Германию


Вторник, 18 Июн 2013

Впечатления от поездки в Германию и Австрию

30.05 -5.06.2013

Музыкальная культура России тесными узами связана с Германией и Австрией, многое было воспринято нашими композиторами от композиторов этих стран — это величественность барокко в творчестве Баха и Генделя; это глубокий по содержанию и ясный по форме классицизм Гайдна, Моцарта и Бетховена; это нежный, мечтательный, таинственный ранний романтизм Шуберта и Мендельсона и всеохватный, всечеловеческий зрелый романтизм Вагнера и Малера. Зная музыку этих композиторов с юных лет, невольно впитываешь в себя ощущение того, что немецкая музыка многое говорит русской душе.

Для человека, впервые оказавшегося в Германии, в этой поездке поразительно было то, что нам как бы «открылась» душа Германии в ее повседневной жизни, наполненной смыслом и порядком. Первым городом, который мы посетили, был Оснабрюк, и нас поразила эта жизнь, которая протекает внутри небольших старинных немецких городов, каких наверное сотни в Германии, среди маленьких уютных улочек, старинных церквей. Горожане ходят по булыжным мостовым, слушают звон колоколов кафедрального собора, внимают тишине и сосредоточенности церквей. Их жизнь наполнена отдельными приметами старины, как, например, старинная люстра с оленьими рогами в зале приемов в городской ратуше, а на стене шеренга портретов каких-то полузабытых исторических лиц.

И в этой спокойной размеренной жизни, словно в музыкальном произведении, есть свой метр и свои кульминации. Одной такой кульминацией стало исполнение Девятой симфонии Бетховена совместными силами оркестров Волгограда и Оснабрюка на центральной площади перед кафедральным собором. Меня поразило, как в очень холодную погоду с дождем и ветром слушатели, многие из которых приехали специально из других городов, сосредоточенно внимали музыке, не замечая холод и дождь. Ни один человек не ушел и ни у кого ни разу не зазвонил мобильник. Вместе с ними и я слушал это произведение в исполнении двух оркестров из разных стран, которые полвека назад по трагическому стечению обстоятельств были непримиримыми врагами. Мне думалось: Девятая симфония Бетховена — это не просто великое музыкальное произведение, она несет огромный надмузыкальный смысловой заряд, и когда слышишь, как все они — звуки оркестра и хора, которые сливаются с мыслями слушателей — провозглашают шиллеровскую фразу о том, что все люди должны стать братьями, то это становится чем-то гораздо большим, чем просто музыкальное впечатление.

Очень порадовало и тронуло крайне доброжелательное отношение и заинтересованность принимающей стороны. Многие из нас получили массу интересных впечатлений от общения с местными жителями и завели новые интересные знакомства.

Австрия встретила нас природным катаклизмом. Еще в Германии в день нашего отъезда передавали, что там впервые за 500 лет выпало такое огромное количество осадков. Из окна гостиницы в Линце, в которой мы остановились, был виден Дунай — совсем не «прекрасный» и не «голубой», как его описал Иоганн Штраус, а довольно бурный, мутно-серого цвета. Ближе к берегам из воды торчали дорожные указатели, фонари и спинки парковых скамеек.

Прогуливаясь в свободное время по городу, я случайно набрел на церковь, в которой несколько лет служил органистом один из моих самых любимых композиторов — Антон Брукнер. Вот еще одно свидетельство живой истории, драгоценное для любого музыканта…

Я посетил также вечернюю службу в Мариенкирхе, кафедральном соборе Линца. Она оставила незабываемое впечатление — это огромный собор, погруженный в полумрак, с цветными лучами света, исходящими от витражей и пронизывающими все пространство собора: «Свете тихий…».

Вся техническая и организационная часть гастролей была сделана четко и безукоризненно во всех деталях, как с принимающей стороны, так и со стороны административного блока Волгоградской филармонии во главе с ее директором В. Н. Кияшко.

Во всех концертах — и в Германии и в Австрии — оркестр заявил о себе мощно и достойно. Кульминацией гастролей стала Шестая симфония Чайковского, прозвучавшая в тот вечер поистине как нечто сокровенное, идущее от самого сердца маэстро Эдуарда Афанасьевича Серова.

Я рад, что судьба подарила мне эту поездку с Волгоградским академическим симфоническим оркестром. В течение более четверти века этот коллектив любовно взращивает Эдуард Афанасьевич. Его роль в становлении оркестра невозможно переоценить. Именно благодаря ему Волгоград может по праву гордиться одним из лучших региональных оркестров России, имеющим беспрецендентный по своей широте и разнообразию репертуар и обладающий великолепным мастерством. Можно уверенно сказать, что творческий облик оркестра и степень образованности публики — все это сделано Серовым. Оркестр показал себя мощно и достойно, заслужив долгие и горячие аплодисменты.

 

 

Ваш отзыв


Яндекс.Метрика